Контрольно-кассовая техника (ККТ, ККМ)
Контрольно-кассовая техника (ККТ, ККМ) включает кассовые аппараты и программное обеспечение, предназначенные для регистрации расчетов с покупателями. ККТ также используется для фиксации информации о продажах, которая затем передается в ФНС России.
Современные онлайн-кассы автоматически передают данные о расчетах в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (ОФД).
Почему ККТ обязательна
С 2017 года в Российской Федерации использование ККТ стало обязательным для большинства предпринимателей и организаций. Это связано с введением новой редакции Федерального закона № 54-ФЗ. Исключение составляют только некоторые категории налогоплательщиков, такие как ИП на патентной системе налогообложения без наемных работников.
Регистрация ККТ
Перед началом использования кассы ее необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Процесс регистрации включает подачу заявления и получение уникального регистрационного номера, который вводится в кассовый аппарат.
Фискальный накопитель (ФН)
Фискальный накопитель (ФН) — это микрочип, встроенный в ККТ, который сохраняет информацию о всех расчетах и передает ее в ФНС России. ФН имеет ограниченный срок службы, после которого его необходимо заменить. В зависимости от системы налогообложения владельца кассы срок действия ФН может составлять 15 и 36 месяцев. Замена ФН должна осуществляться вовремя, чтобы избежать штрафов и сбоев в работе кассового аппарата.
Штрафы за нарушение правил использования ККТ
Несоблюдение правил использования ККТ влечет за собой административные штрафы. Например, за неиспользование ККТ при расчетах предусмотрены штрафы до 10 000 рублей для ИП и до 30 000 рублей для юридических лиц. Регулярное техническое обслуживание и своевременная замена ФН помогут избежать этих проблем.
Обслуживание ККТ
Сервисное обслуживание ККТ могут делать как штатные сотрудники, так инженеры Центров технического обслуживания (ЦТО). Последний вариант особенно выгоден для крупных компаний с географически распределенной сетью объектов.
Виды технического обслуживания ККТ:
- На месте делается оперативная диагностика и мелкий ремонт, что минимизирует время простоя.
- В ЦТО проводится сложный ремонт, требующий изъятия устройства, с установкой подменного аппарата.
Профилактика: Регулярный контроль, чистка, обновление ПО для предотвращения сбоев.