Персонализация — ключ к эффективной работе чат-бота.
Персонализация — ключ к эффективной работе чат-бота. Когда бот обращается по имени, учитывает интересы, показывает релевантный контент и ведёт пользователя по индивидуальному сценарию — конверсия растёт, а взаимодействие становится более живым и человеческим. В конструкторе Botman.pro эта персонализация реализуется с помощью переменных и пользовательских данных. И всё это можно настроить без программирования — через визуальный интерфейс.
Что такое переменные в Botman
Переменная — это «контейнер» внутри бота, в котором хранится определённое значение, полученное от пользователя. Например:
– имя → переменная имя
– номер телефона → телефон
– выбранный интерес → интерес
– город проживания → город
Переменные заполняются автоматически, когда пользователь вводит текст или нажимает кнопку, связанный с этой переменной. Эти данные можно использовать на следующих шагах диалога, подставлять в тексты сообщений, применять в условиях и передавать в сторонние сервисы через webhook.
Шаг 1. Как задать переменную
В Botman переменные создаются в процессе настройки блоков. Для этого не нужно отдельно добавлять их в список — они создаются автоматически при первом использовании.
Варианты, как задать переменную:
Через блок «Ввод текста»
Например, вы спрашиваете: Как вас зовут?
В этом блоке укажите имя переменной — имя. Теперь всё, что введёт пользователь, будет сохранено в переменной имя.Через кнопки
Допустим, вопрос: Что вас интересует?
Кнопки: «Консультация», «Обучение», «Услуги»
Для каждой кнопки можно задать, чтобы при нажатии в переменную интерес сохранялось соответствующее значение.Через webhook
Если вы получаете данные из внешнего источника, вы также можете записывать их в переменные для дальнейшего использования в сценарии.
Шаг 2. Как использовать переменные в тексте
После того как переменная заполнена, вы можете использовать её в любом сообщении:
– Пример: Привет, {{имя}}!
– Пример: Мы записали ваш интерес: {{интерес}}. Скоро с вами свяжемся.
Бот автоматически подставит значение, которое пользователь ранее ввёл или выбрал. Это делает общение персонализированным и живым.
Шаг 3. Применение переменных в условиях
Переменные позволяют выстраивать условные сценарии — когда бот действует по-разному в зависимости от ответов пользователя.
Пример. Пользователь выбирает интерес:
– если интерес = консультация → перейти в блок с формой записи;
– если интерес = обучение → показать расписание курсов.
Для этого используется блок «Условие», где вы настраиваете проверку значения переменной. Условия могут быть простыми (равно, не равно) или более сложными (содержит, пусто, не пусто и т.д.).
Шаг 4. Как передавать переменные в сторонние сервисы
Собранные данные можно не только использовать внутри сценария, но и отправить во внешние системы — Google Таблицы, email, CRM и другие. Это делается через блок «Действие» → Webhook.
При отправке значения переменных автоматически подставятся и попадут в нужную систему.
Шаг 5. Сброс и замена переменных
Иногда возникает необходимость сбросить значение переменной или заменить его. Это может быть актуально, если пользователь хочет изменить ответ или начать сценарий заново.
В Botman вы можете:
– задать переменной новое значение на любом этапе;
– использовать блок «действие» для обнуления;
– дать пользователю кнопку «Изменить ответ», которая ведёт к нужному блоку.
Шаг 6. Использование переменных в рассылках
Переменные применимы не только внутри сценария, но и в рассылках. Например:
– {{имя}}, у нас есть новость для вас!
– {{интерес}} — теперь доступен со скидкой 20%!
Кроме того, в рассылках можно сегментировать аудиторию по значениям переменных: отправить сообщение только тем, у кого интерес = консультация.
Шаг 7. Системные переменные
Botman также поддерживает системные переменные, которые создаются автоматически:
– first_name — имя пользователя из Telegram/VK
– platform — название платформы (telegram или vk)
– user_id — ID пользователя
– date — текущая дата
Их можно использовать для технических нужд, логирования или адаптации сценария под конкретную платформу.
Шаг 8. Отображение и проверка значений
Чтобы убедиться, что переменные работают правильно, можно добавить в сценарий вспомогательный блок, который выводит все текущие значения:
Вы указали:
– Имя: {{имя}}
– Телефон: {{телефон}}
– Интерес: {{интерес}}
Это особенно полезно при тестировании и отладке сценария.
Практические примеры использования переменных
Квиз-бот с разными результатами
В зависимости от выбранных вариантов бот ведёт к разным предложениям.Бот для записи на услугу
Сохраняет имя, телефон, город, тип услуги и передаёт их администратору.Автоворонка
Через переменные отслеживается, на каком этапе находится пользователь, и отправляются нужные сообщения.Промо-бот
Сохраняет дату старта и отправляет бонус через сутки — на основе отложенного действия и сохранённой переменной.
При написании статьи частично задействована информация с сайта botman.pro - конструктор ботов и переменные и пользовательские данные
Дата публикации: 21 апреля 2022 года